Можно ли иметь двойное гражданство в Украине в 2018 году?

Процессы глобализации, экономической и культурной интеграции неизбежно касаются вопросов гражданства. Работает это по-разному, например, в Евросоюзе гражданин любой страны-члена ЕС может свободно передвигаться по территории всех стран, входящих в объединение, имеет практически идентичные права и обязанности в любой точке Европейского союза. Иной подход – допущение двойного гражданства или исключение требования отказа от предыдущих гражданств при натурализации. В таких государствах можно иметь два паспорта и более. Но не все страны придерживаются таких тенденций. Многие сохраняют традиции единого статуса. Так, двойное гражданство в Украине, например, или наличие второго паспорта по-прежнему запрещено.

Двойное гражданство в Украине

Требования законодательства

Двойное гражданство в УкраинеНа самом деле вопрос о том, можно ли иметь два гражданства, довольно актуален в Украине. Вокруг него много споров и очевидна потребность в пересмотре существующего регулирования. Дело в том, что несмотря на прямой запрет в законодательных положениях иметь второе гражданство, есть нормы, которые так или иначе признают, что его все-таки можно получить.

Так, статья 4 Конституции Украины устанавливает принцип единого гражданства. Такое же положение дублирует специальный Закон «О гражданстве». Более того, статьей 19 этого же Закона установлена ответственность за получение иного гражданства. Если гражданин Украины получит иностранный паспорт, он автоматически теряет правовую связь с государством Украина. При этом устанавливается условие, что таким лицом может быть лишь совершеннолетний, который добровольно принимает иное подданство/гражданство.

Альтернативой выступает норма закона, которая устанавливает, что гражданин Украины, который добровольно приобрел гражданство/подданство иностранного государства, воспринимается украинской властью исключительно как собственный гражданин. Этим положением фактически разрешено иметь два паспорта. Дело в том, что ответственность может применяться лишь при соблюдении определенной процедуры. Моментом прекращения правовой связи с индивидом может считаться дата издания соответствующего Указа Президента. Ввиду сложности процедуры предусмотренная ответственность практически не реализуема.

Читайте также  Особенности получения исландского гражданства

Потому и складывается ситуация, когда де-юре два гражданства запрещены, а де-факто действенного механизма реализации прекращения правовой связи государства с индивидом нет. Именно потому и складывается ситуация, при которой двойное гражданство иметь нельзя, но, если очень хочется, то можно.

Существует неофициальная информация о том, что жители страны массово (особенно в приграничных областях) обладают двумя паспортами. Как правило, вторым может выступать гражданский статус соседних стран, например РФ или стран Восточной Европы. СМИ иногда сообщают о том, что даже среди лиц, занимающих ключевые позиции в госвласти можно найти лиц, имеющих два (а может и больше) паспорта. Такое положение не способствует утверждению суверенитета.

Уведомление о втором гражданстве

Двойное гражданство в УкраинеЗакон предусматривает штрафные санкции за несвоевременное уведомление или сокрытие от госорганов факта получения второго паспорта. Но при этом законодатель не установил механизм и правила реализации этой нормы, чтобы можно было исполнить ее предписание. Отсутствуют также и способы проверки компетентными органами власти наличия альтернативных гражданств у физлиц. Ряд государств не разглашают сведения о своих гражданах и не дают справок о существовании правовой связи между страной и конкретным индивидом. К таким странам относятся, например, Румыния, Венгрия, Израиль. Можно сказать, что это перечень практически самых популярных стран для получения второго паспорта украинцами. Очевидно, что в таком случае можно лишь надеяться на правосознательность населения. А это весьма оптимистично при существующей правовой культуре и грамотности общества.

Иных форм фиксации двойной связи не существует. А потому доказать такой факт практически невозможно.

За несвоевременное сообщение или несообщение предусмотрена ответственность в виде штрафа:

  • 10-30 необлагаемых налогом минимумов (реальная сумма составляет 170-510 гривен);
  • 50-100 минимальных сумм, не облагаемых налогом (850-1700 гривен) – для должностных лиц, занимающих должности в госорганах либо органах местного самоуправления.

При этом стоит отметить, что украинский закон не позволяет дважды налагать взыскание за одно и то же нарушение. То есть за нарушение порядка уведомления о получении второго гражданства можно лишь один раз выписать штраф. Многие правозащитники толкуют такое положение так, будто бы штраф исключает необходимости уведомить госорганы в установленном порядке.

На самом деле привлечение к ответственности не исключает необходимости исполнить обязательство, предусмотренное законом. Просто снова нет механизма, с помощь которого можно заставить человека выполнить установленные законом шаги.

Читайте также  Процедура получения гражданства Румынии

В 2014 году ввиду выявления факта массового наличия у жителей Автономной Республики Крым российских паспортов и с целью борьбы с множественными гражданствами у населения был разработан и подан законопроект о криминализации наличия двойного статуса. За несвоевременное сообщение или сокрытие факта приобретения второго гражданства к лицу предлагалось применять меры уголовного воздействия в виде:

  • штрафов в размере 100 необлагаемых налогом минимумов (1700 гривен);
  • лишения свободы на срок от 3-х до 10-ти лет.

Авторы законопроекта считали, что описанные меры позволят эффективно бороться с лицами, имеющими множественные статусы. Однако, представляется, что механизма для его реализации также не будет, как и для описанных выше мер. Единственной действенной мерой в данном случае, представляется, станет только страх  перед привлечением к уголовной ответственности –не самый сильный мотиватор механизм добровольного исполнения закона, если человек уверен, что получить сведения иным путем, кроме как по его добровольному заявлению, госорганы не смогут. Законопроект так и не был принят, авторы отозвали его спустя несколько месяцев.

При этом представляется, что взятый курс на евроинтеграцию должен определять и основы миграционной политики. А это значит предоставление большей свободы своим гражданам вместо установления более жестких рамок. Ввиду активных изменений в украинском законодательстве и смены политического курса, хочется верить, что в ближайшее время граждане Украины получат не только право безвизового посещения Европейского Союза, но и иметь альтернативное гражданство.

А пока остается сказать, что юридический запрет, существующий по поводу второго гражданства, фактически не работает в стране ввиду отсутствия урегулированного способа его применения. Такого положения вещей вполне достаточно для многих желающих получить альтернативный паспорт в случае необходимости.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!
Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:

Бесплатная консультация юриста по телефону: +7 (499) 938-51-24 (МСК), +7 (812) 467-30-22 (СПБ)
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации