Процедура уведомления о двойном гражданстве

Законодательство Российской Федерации допускает возможность приобретения двойного гражданства собственными гражданами. Это довольно удобно, особенно для лиц, которые часто путешествуют в конкретную страну, имеют в ней прочные деловые или иные социальные связи. С другой стороны российские власти требуют, чтобы каждый человек, получивший право гражданства/подданства, подал уведомление о двойном гражданстве в госорганы по вопросам миграции МВД РФ.

Уведомление о двойном гражданстве

По сведениям, полученным из источника в Государственной Думе РФ в 2014 году, судебные органы приняли 43 тысячи решений относительно российских граждан о наложении на них штрафов за несвоевременное уведомление или утаивание информации о наличии второго паспорта. На тот момент штрафы варьировались в пределах 500-1000 рублей. Стоит отметить, что это количество штрафов было наложено за достаточно короткий период. Закон о необходимости сообщать в «компетентные органы» был принят в августе 2014, а сведения о числе судебных решений датируются декабрем того же года.

Закон обязал всех физлиц-резидентов России, имеющих гражданство государства, в случае получения альтернативной правовой связи с иностранным государством. Уведомлять необходимо при этом не только о приобретении нового гражданства, но и о других основаниях для постоянного проживания на территории иностранной державы.

Если лицо имеет несколько гражданств, видов на жительство или права на постоянное место проживание в разных странах, уведомлять госорган по вопросам миграции нужно о каждом.

Какие документы предоставляют право проживания за границей

Уведомление о двойном гражданствеЭтот вопрос довольно важен. Именно наличие определенных документов у гражданина Российской Федерации является основанием для обращения в госорган по вопросам миграции для подачи уведомления. При этом вопрос неоднозначный и вызывает затруднения даже у служащих миграционных органов. Бесспорными и однозначными документами выступают:

  • паспорт;
  • вид на жительство, сроки действия которого не ограничены.

А нужно ли сообщать о виде на жительство, требующего продления через определенный период времени? Прямого указания на такой документ нет, однако, есть косвенное подтверждение необходимости: на бланке уведомления есть графа, где нужно вписать дату продления такого документа.

Читайте также  Чем отличается выдворение от депортации?

Какого-либо более-менее конкретного списка «иных документов», которые дают право россиянами проживать в других странах, не существует. Официально госорганы по вопросам миграции придерживаются точки зрения, согласно которой, определять, дает ли конкретный документ право постоянно находиться в иностранной державе, нужно по законодательству соответствующего государства. Поэтому, госорганы, требующие уведомления, видимо, предлагают гражданам самим выяснять и решать, нужно ли при наличии конкретного документа, сообщать или нет.

Вероятность того, что власть примет что-то в этом поле невелика, скорее всего такой перечень постепенно сформируется благодаря судебным решениям о штрафах граждан, которые не проявили достаточной сознательности и не сообщили о получении права проживания за границей.

Кстати, гражданам Российской Федерации, ввиду наличия указанного закона о втором гражданстве, стоит знать, что далеко не каждая страна дает другому государству сведения о своих гражданах. Это значит, что власти РФ в ряде случаев не имеют механизмов получения сведений о наличии второго паспорта у человека. То есть, если страна второго гражданства поддерживает такой принцип, сообщать о втором гражданстве не обязательно. С одной стороны – это, конечно, нарушение закона. С другой – российские власти не имеют механизмов выяснения, что закон нарушен. Просто, в таком случае въезжать и выезжать с территории России следует по российским документам, как гражданин РФ.

Как сообщать

Уведомление о двойном гражданствеДля того, чтобы подать заявление в госорганы по вопросам миграции при территориальном МВД, существует два пути:

  1. Лично явиться на прием в госорган и передать служащим заявление с приложенными документами.
  2. Пойти на почту и отправить заполненный бланк с документами по адресу соответствующего госоргана.

Чтобы отправить заявление можно использовать только Почту России. Прочими почтовыми сервисами, предоставляющими аналогичные услуги, для подачи документов пользоваться нельзя.

Стоит определиться и с тем, куда должна осуществляться подача сведений. И личный прием ,и отправка почтой осуществляется в госорган по вопросам миграции:

  • по месту прописки – постоянной регистрации места проживания в РФ;
  • по месту проживания – временной регистрации, если таковая оформлена;
  • в ближайший территориальный орган, если нет никакой регистрации.
Читайте также  Понятие депортации: причины, основания, как избежать?

Иных вариантов подачи сведений о втором гражданстве или праве постоянного жительства не существует. Из этого следует, что если лиц проживает за пределами Российской Федерации, оно не может соблюсти порядок процедуры и не обязано сообщать о наличии у него таких документов. Сообщения в диппредставительства или через интернет не предусмотрены.

За недееспособных, малолетних и несовершеннолетних заявление подают их законные представители.

Какие документы подаются

Уведомление о двойном гражданствеНабор документов весьма прост и понятен. Порядок предусматривает, что нужно подать:

  • заполненный бланк уведомления, который можно получить в самом госоргане или же скачать через интернет;
  • копия внутригражданского паспорта;
  • копия иностранного документа, предоставляющего возможность постоянно проживать на территории соответствующей страны или гражданство.

При подаче уведомления от имени недееспособного, малолетнего, несовершеннолетнего необходимо предоставить бумаги, подтверждающие полномочия законного представителя:

  • паспорт представителя;
  • свидетельство о рождении ребенка, куда вписан родитель, подающий документы;
  • документы об опеке или попечительстве.

Подаваемые документы не подлежат заверению или переводу.

Если сотрудник госоргана по вопросам миграции территориального органа МВД потребует предоставить иные документы, заверить или перевести копии, стоит попросить у него оформить это требование в письменном виде.

В обмен на переданные документы лицу выдается талон, подтверждающий факт уведомления. При отправке по почте стоит также соблюсти определенный порядок: посылать документы стоит заказным письмом с уведомлением. Возврат корешка уведомления будет свидетельствовать о том. что сотрудники госоргана по вопросам миграции получили документы.

Сроки для уведомления

Уведомление о двойном гражданствеПредусмотренный законодательством порядок подачи сведений предполагает, что гражданин Российской Федерации должен сообщить о получении указанных выше документов в течение 60 суток с момента получения таких бумаг. Ввиду аннексии Автономной Республики Крым и длительным переоформлением документов жителям полуострова срок был продлен до 1 января 2018 года.

Для лиц, которые не проживают на территории Российской Федерации никаких сроков не установлено. Однако, с момента въезда в страну такое обязательство появляется и ограничивается оно 30 днями с момента въезда в РФ.

Читайте также  Основные нюансы получения гражданства через брак

Кто не должен подавать уведомление

Согласно законодательству, как уже отмечалось, уведомление не обязаны подавать граждане, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации постоянно. Очевидного и однозначного ответа на вопрос, что считать постоянным проживанием, пота также нет. Закон четкого ответа не дает. При этом сотрудники миграционных госорганов считают, что даже при приезде на один день в Россию, индивиды, попадающие под действие закона о втором гражданстве, получают соответствующую обязанность. Другие настаивают на точке зрения, что закон вообще не распространяется на граждан, которые не имеют прописки в РФ.

Что будет, если не сообщить

Уведомление о двойном гражданствеЕще один очевидный вопрос граждан, требующий разъяснения. Несвоевременное сообщение (пропуск предусмотренного срока), а также уведомление не обо всех наличных документах о гражданстве и праве проживания в иностранных государствах – это административное правонарушение. За него предусмотрена ответственность в виде штрафа от 500 до 1000 рублей.

За несообщение (если таковое будет доказано в суде) гражданина ожидает уже уголовная (!) ответственность. За такое преступление нарушителю грозит штраф до 200000 рублей или равный годовой заработной плате, а также исправительные работы сроком до 400 часов.

Недоработкой статьи уголовного кодекса стоит считать отсутствие четкого определения деяния. Чем отличается сообщение, сделанное с нарушением срока, и несообщение? По сути, если лицо не подало вовремя документы – оно не сообщило. Разница, как показывает практика, заключается в том, как госорган узнает о втором гражданстве:

  • если гражданина сам подал документы после пропуска срока – «подал не вовремя»;
  • если сотрудники МВД выявили наличие второго гражданства – «не сообщил».

Относительно уголовной ответственности существует много споров. Дело в том, что уголовное преследование наступает за общественно опасные деяния. Какую общественную опасность несет несообщение о наличии второго гражданства, непонятно. Такое деяние сложно назвать даже вредным, не говоря уже об опасном.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!
Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:

Бесплатная консультация юриста по телефону: +7 (499) 938-51-24 (МСК), +7 (812) 467-30-22 (СПБ)
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации