Процедура регистрации по месту жительства: сроки, документы

Регистрация по месту жительства в Российской Федерации означает прикрепление гражданина или резидента страны к месту его постоянного или регулярного проживания (квартира, дом, жилое помещение по месту службы, работы).

Что нужно для регистрации

Регистрация по месту жительства: документы, пропискаДокументы, удостоверяющие регистрацию по месту жительства, оформляются после того, как гражданин представил:

  1. Внутренний российский паспорт (свидетельство о рождении для малолетних детей или, в редчайшем случае, паспорт Советского Союза установленного в 1974 году образца).

В случае обнаружения какого-либо основания недействительности паспорта гражданина, регистрация по месту жительства невозможна. Основными причинами того, что постоянная прописка не была оформлена, являются:

  • непригодность удостоверительного документа;
  • изменение одной или нескольких частей имени (как правило, фамилии);
  • утрата паспортом юридической силы из-за несвоевременной смены в 20 или 45 лет.

Зарегистрироваться по месту жительства можно будет лишь после смены документа. Кроме того, гражданина нельзя прописать по заграничному паспорту или временной справке.

  1. Заполненное заявление по месту жительства. На нем должно стоять подтверждение собственника жилья. Только в этом случае постоянная прописка возможна.
  2. Основания для законного проживания. Когда обратившийся гражданин не имеет права собственности на квартиру или дом, то прописка и правила проживания здесь осуществляется после предоставления документов на жилплощадь (виды: договор купли-продажи, заявление собственника). При нахождении площади в муниципальной или государственной собственности граждан обязан оформить подтверждение согласия всех проживающих и, в частности, нанимателя.

Если органы исполнительной власти имеют в своих базах данные о наличии жилого помещения у гражданина, то этот пункт становится не обязательным. В случае снятия человека с учета по конкретному адресу, регистрация по месту жительства в другом месте осуществляется по представленному листку убытия. Кроме того, постоянная прописка по старому адресу может быть аннулирована уже в процессе регистрации гражданина по новому месту проживания.

Читайте также  Как заполняется, продлевается и восстанавливается миграционная карта для украинцев в России

Нарушение предполагаемых сроков

Регистрация по месту жительства: документы, пропискаПозаботиться о регистрации по месту жительства гражданину РФ следует в течение недели. Нарушение порядка согласования с собственником жилплощади влечет административную ответственность (статья 19.16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации). Возможная санкция – штраф до 2,5 тысячи рублей. Несвоевременная прописка гражданина – этого основания достаточно для назначения штрафа и для владельца жилья (до 2500 рублей).

Недельный срок отсчитывается со дня прибытия на постоянное проживание на данной жилой территории. Время снятия с учета гражданина по предыдущему адресу значения не имеет.

Обжалование назначения административной ответственности

Регистрация по месту жительства: документы, пропискаНередки случаи, когда должностные лица составляют протокол по вышеуказанной статье неправомерно. Например, они могут начать отсчет срока необходимой прописки со дня снятия с учета. Законность постановления можно обжаловать, причем не только в суде, но и в порядке письменного обращения в вышестоящие органы, в течение десяти дней.

Обращение с заявлением об оформлении прописки

Регистрация по месту жительства: документы, пропискаПостоянная регистрация находится в компетенции должностных лиц миграционных органов. В круг их обязанностей включен прием необходимых документов. Субъектами данных правоотношений могут стать:

  • собственники жилой площади, которые могут владеть и распоряжаться ею самостоятельно;
  • граждане, являющиеся уполномоченным (ответственным) за оформление регистрации членов товарищества (организации);
  • наниматель квартиры (дома), находящейся в муниципальной или одной из форм государственной собственности;
  • лица, имеющие соответствующие права, предоставленные органами управления (в случае с собственностью жилищного кооператива).

Сотрудник ГУВМ МВД не может отказать человеку в приеме заявления о регистрации его по определенному адресу. Подаваемые документы передаются должностным лицом на рассмотрение в течение трех рабочих дней.

Для проведения процедуры регистрации на площади, принадлежащей гражданину на праве собственности, следует обратиться к управомоченному управляющей организации. Если таковой отсутствует, можно обратиться в территориальное отделение Управления по вопросам миграции. Кстати, обращение возможно и в Интернете, в онлайн-режиме.

Читайте также  Как продлить миграционную карту: основные способы

Стандартные сроки оформления

Регистрация по месту жительства: документы, пропискаЕсли человек обращается в миграционные органы, то прописка оформляется всего за три дня. Услуги паспортиста предполагает проставление регистрации до шести дней, в том числе выходных.

В случае отсутствия документа, которое дает лицу право на заселение максимальные сроки отодвигаются еще на два будних дня.

Возможные ограничения и отказ

Сложившаяся в законодательстве страны система данного правового института не предполагает каких-либо реальных оснований для получения человеком отказа в регистрации. Ограничения также редки. Например, свободно нельзя зарегистрироваться в пограничной зоне, закрытых административных единицах, зоне ЧС, экологической катастрофы.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!
Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:

Бесплатная консультация юриста по телефону: +7 (499) 938-51-24 (МСК), +7 (812) 467-30-22 (СПБ)
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации